Общение - это искусство

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми близкими ему и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения, а также душевное благополучие во многом зависит от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения. И помочь ему в этом на первых порах должен именно взрослый. Ведь именно близкий человек, обладающий достаточно богатым житейским опытом, знающий особенности характера своего малыша, является для него авторитетом в первые годы жизни.

         Пока круг общения ограничен близкими взрослыми, проблем обычно не возникает.  Постепенно, с увеличением контактов со сверстниками и другими взрослыми, у ребенка могут возникнуть проблемы в плане общения. Они могут быть разными и варьироваться в зависимости от типа темперамента ребенка, особенностей воспитания и множества других факторов. О них мы поговорим далее. Для начала, чтобы более глубоко понять особенности общения вашего малыша с другими людьми и ваше отношение к ним, проведем небольшое тестирование. Для этого постарайтесь вдумчиво и достаточно развернуто ответить на следующие вопросы:

  1. Много ли у вашего малыша знакомых сверстников, детей старше его, детей младше его?
  2. Проявляет ли малыш инициативу при знакомстве с новым человеком?
  3. Вызывает ли у ребенка интерес новые люди? Если да, то в чем это проявляется?
  4. Если вам случалось оставить малыша одного, как он себя вел?
  5. Участвует ли ваш ребенок в коллективных играх и забавах во дворе, когда к вам приходят гости?
  6. Может ли ребенок придумать игры и забавы для своих друзей, братьев или сестер?
  7. Может ли ребенок занять себя сам?
  8. Если вашему ребенку нравится другой ребенок, как он это показывает, в чем проявляется его симпатия?
  9. Часто ли ваш ребенок обижается?
  10. Что будет делать ваш ребенок, если у него отняли игрушку?
  11. Сможет ли малыш постоять за себя, если возникнет такая необходимость?
  12. Что будет делать ваш ребенок, если попадет в новый коллектив, в новую обстановку?
  13. Умеет ли ваш ребенок делиться игрушками?
  14. Жалеет ли ваш ребенок другого малыша, если его обидели?
  15. Любит ли ваш малыш ходить на детские игровые площадки?
  16. Любит ли ваш малыш быть в центре внимания?

         После того как вы закончите отвечать на вопросы, у вас получится своеобразный психологический портрет вашего ребенка. Если  вы достаточно развернуто отвечали, вырисуются особенности общения ребенка, его коммуникативные предпочтения, а возможно, и проблемы. Задумайтесь над ними, понаблюдайте за поведением своего малыша в ситуации общения с другими детьми, со взрослыми. Это даст вам дополнительную «пищу» для размышлений.

          Парадоксально, но факт: неприятности всегда возникают «вдруг», как бы из ничего. Был малыш милым, улыбчивым, обаятельным, коммуникабельным. Как вдруг резко изменился: стал замкнутым, неразговорчивым, часто расстраивается, ни на минуту не отпускает от себя. Родители в недоумении: что случилось с ребенком? Опять обратимся к житейской мудрости: «вдруг» и «просто так» ничего не случается. Это тоже факт. В жизни человека, как и в природе, все взаимосвязано. И  возникшие у ребенка проблемы в общении не исключение. Давайте рассмотрим ситуацию в динамике.

          В среднем до 2-2.5, а то и 3-х лет круг общения ребенка составляют взрослые – мама, папа, дедушка, бабушка и т.д. (помните, мы говорим о полной семье, в которой есть оба родителя; у детей в неполных семьях часто проблемы иного плана). Его любят, о нем заботятся, знают о его особенностях, в общем, ребенок живет в ситуации полного доверия, любви и согласия. Ему всегда готовы помочь, поддержать.

          Но вот малыш вступает в новые контакты, вокруг все непривычно: новые лица, новые характеры. И далеко не всегда эти люди готовы выполнить просьбу ребенка, согласиться с его желаниями, дать ему то, что он хочет…И начинается непонимание, недовольство, нежелание общаться. Одной из причин такого поворота может быть искусственное ограничение контактов ребенка родителями. Да, современная ситуация, характеризуемая как высоко криминальная, не располагает к расширению круга общения. Родителям гораздо спокойнее оставить  малыша дома перед телевизором, чем отпустить во двор, в котором может случиться все что угодно, а соседские дети жутко невоспитанны. С другой стороны. В жизни могут сложиться объективные обстоятельства, которые не позволят ребенку удовлетворить естественную потребность в общении (занятость родителей, болезнь кого-то из родственников, проживающих вместе с ребенком, и т. д.).

          Конечно, необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы, но исходить в процессе воспитания нужно из интересов самого ребенка. Ведь он просто нуждается в разнообразных впечатлениях, в разнообразном опыте, причем как позитивном, так и негативном.

          Итак, очень условно можно сказать, что трудности в общении у ребенка вызываются двумя причинами.

Первая связана с чрезмерным стремлением к лидерству. Другими словами, этот ребенок – эгоист. Данное качество не развивается само по себе. Обычно оно систематически и, естественно, с благими целями культивируется родителями.

          Такой стиль воспитания психологи называют «кумир семьи». Ребенку оказывают постоянное внимание, потворствуют его прихотям и желаниям, идут у него на поводу. Ребенок очень быстро привыкает к такому взаимодействию и начинает  считать его единственно верным. Естественно, что, приходя в коллектив сверстников, он начинает вести себя так же, как и в семье. Это, в свою очередь, вызывает у  сверстников недоумение, а с другой, провоцирует их агрессивное поведение по отношению к «маленькому Наполеону». В итоге ребенка перестают принимать в игры, он становится обидчивым и озлобленным. А взрослые, в свою очередь, искренне недоумевают по поводу негативных изменений в поведении и характере ребенка.

          Вторую причину можно связать с излишней застенчивостью малыша. Если в первом случае родители ведут себя чересчур мягко, то родителей застенчивых малышей скорее можно охарактеризовать как властных, авторитарных и не терпящих возражений. Эти родители больше всего предпочитают крик, моральные унижения, давление и т.п. Они не допускают послаблений, предъявляя ребенку повышенные требования. Малыш не может справиться с таким нажимом, он не в состоянии открыто противостоять ему. Мир начинает казаться  ему враждебным, как и люди, живущие в нем. А тогда приходит и выход: лучший способ – это избегать контактов, а поддержку можно найти в самом себе. Ребенка начинает пугать все новое и непривычное. В итоге он может начать «тихую войну», делая все назло взрослым. Итак, понимая свои ошибки и спровоцированные ими трудности в общении у детей, вы сможете найти подход к решению проблемы.

         Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться?

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

         Способность к общению включает в себя:

1.Желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу»;

2.Умение организовать общение «Я умею», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3.Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими «Я знаю».

          Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами, воспитателями, родителями и другими взрослыми. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития.

          Наиболее часто родителей, воспитателей беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе и т.д. Кроме того, не всегда нам, взрослым, понятно, почему у ребенка нет друзей, не складываются отношения  с другими детьми.

          Для того, чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. К ним мы относим: неблагополучные отношения в семье, которые  проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.

          Второй причиной могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.

          И последний момент: на особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка.

          Краткая характеристика проявлений различных темпераментов.

          Для сангвиников характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя он не отличается постоянством в своих привязанностях.

          Холерики – энергичны, резки в движениях, у них ярко выражены эмоции. При неблагоприятных условиях дети-холерики становятся вспыльчивыми, не способны к самоконтролю, раздражительны и агрессивны.

          Темперамент флегматика характеризуется низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Дети-флегматики трудно сходятся с людьми, затрудняются в проявлении своих чувств.

          Меланхолический темперамент  характеризуется низкой активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением чувств. На этом фоне могут развиться эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких детей пугает новая обстановка и незнакомые люди.

           Не стремитесь переделать ребенка. В каждом из этих типов темперамента есть свои положительные черты, опирайтесь в общении с детьми на них

 Подготовила педагог-психолог Павловская Е.А.