Об описании образовательных программ

Описание образовательных программ ГБДОУ

Описание образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

 Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена Министерством просвещения Российской Федерации 25 ноября 2022 года №1028)  и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155( с изм. и дополнениями от 8 ноября 2022 г.)).

Программа определяет объём и содержание дошкольного образования и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

  1. обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
  2. создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
  3. создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

Программа является документом, в соответствии с которым ГБДОУ №43 осуществляет образовательную деятельность обучающихся в возрасте от 2-х до 7 лет в группах общеразвивающей направленности и обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа реализуется на русском языке - государственном языке Российской Федерации.

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Целью Программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Содержание программы реализуется в различных видах детской деятельности и охватывает направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

 Структура Программы, в том числе рабочей программы воспитания, которая является частью учебно-методической документации Программы, соответствует требованиям ФГОС ДО и включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений и дополнительный раздел Программы – текст её краткой презентации. Объём обязательной части Программы соответствует ФОП ДО и составляет не менее 60% от общего объёма Программы; объём части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы не ниже соответствующих содержанию и планируемых результатов федеральной программы (п.2.10. ФГОС ДО). Обязательная часть каждого раздела Программы соответствует Федеральной образовательной программе дошкольного образования и оформляется в виде ссылки на неё. Рабочая программа воспитания является компонентом содержательного раздела Программы

Часть программы, формируемой участниками образовательных отношений представлена авторской программой ГБДОУ №43 «Городская среда как пространство социализации дошкольников. Основы экологии, экономики, краеведения для маленьких петербуржцев».

Особенностью программы является объединение в одной программе трех направлений, что дает возможность для установления связи между образовательными нуждами и жизнью общества, для погружения дошкольника в актуальные проблемы жизнедеятельности человека в городской среде, приобретения детьми дополнительного социального опыта, создания предпосылок для формирования активной жизненной позиции.

                          **************************************************************

Описание рабочей программы воспитания ГБДОУ детского сада № 43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Рабочая программа воспитания Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга» (далее - Программа) является частью содержательного раздела образовательной программы дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга (далее-ГБДОУ№43), адаптированной образовательной программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Программа разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена Министерством просвещения Российской Федерации 25 ноября 2022 года №1028) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155 (с изм. и дополнениями от 8 ноября 2022 г.)) на основании «Федеральной рабочей программы воспитания».

Программа раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.

  • Ценности Родиныи природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
  • Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания
  • Ценности человекасемьидружбы, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
  • Ценность познаниележит в основе познавательного направления воспитания.
  • Ценность здоровьялежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
  • Ценность трудалежит в основе трудового направления воспитания и ранней профориентации.
  • Ценности культурыи красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.

Структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный.

Общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества.

Общие задачи воспитания в ДОО:

  1. содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  2. способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  3. создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
  4. осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей

К Программе прилагается Календарный план воспитательной работы на учебный год.

 ******************************************************************

Описание адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжёлыми нарушениями речи ГБДОУ детского сада № 43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября   2022 г. N 1022 и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (с изменениями на 8 ноября 2022 года).

Программа является документом, в соответствии с которым ГБДОУ №43 осуществляет образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 5 до 7 лет в группах компенсирующей направленности. Программа реализуется на русском языке - государственном языке Российской Федерации.

Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный, а также дополнительный раздел Программы – текст её краткой презентации.

Объем обязательной части основной образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема. Обязательная часть каждого раздела Программы соответствует Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования.

Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Часть программы, формируемой участниками образовательных отношений представлена авторской программой ГБДОУ №43 «Городская среда как пространство социализации дошкольников. Основы экологии, экономики, краеведения для маленьких петербуржцев».

Особенностью программы является объединение в одной программе трех направлений , что дает возможность для установления связи между образовательными нуждами и жизнью общества, для погружения дошкольника в актуальные проблемы жизнедеятельности человека в городской среде, приобретения детьми дополнительного социального опыта, создания предпосылок для формирования активной жизненной позиции.

                                             ******************************************************************                     

 Описание адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжёлыми множественными нарушениями развития (сложным дефектом) ГБДОУ детского сада № 43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми множественными нарушениями развития (сложным дефектом) государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября   2022 г. N 1022 и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (с изменениями на 8 ноября 2022 года) и с учетом образовательных потребностей участников образовательных отношений.

Программа представляет собой учебно-методическую документацию, на основании которой педагогический коллектив ГБДОУ №43 организует и реализует образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ с ТМНР в возрасте от 4 до 7(8) лет в группах компенсирующей направленности, работу по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников с учётом их индивидуальных способностей и возможностей, с учетом заключений ПМПК. Программа реализуется на русском языке - государственном языке Российской Федерации.

Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный, а также дополнительный раздел Программы – текст её краткой презентации.

Объём обязательной части Программы соответствует ФАОП ДО и составляет не менее 60% от общего объёма Программы; объём части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы соответствуют содержанию и планируемым результатам федеральной адаптированной программы.

Обязательная часть каждого раздела Программы соответствует Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования (далее по тексту – ФАОП ДО) и оформляется в виде ссылки на неё: указание в тексте Программы наименования раздела ФАОП ДО, нумерации пункта в электронной версии приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Целью программы является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Цель Программы достигается через решение следующих задач:

  • реализация содержания АОП ДО;
  • коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, используются вариативные методики, технологии, парциальные программы:

  • Диагностика — развитие — коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью /Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012.
  • Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта»/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева– М.: Просвещение, 2007.
  • Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Технологии альтернативной и дополненной коммуникации для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебно – методическое пособие. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2017. -48 с.
  • Л.А. Зигле, Н.М. Ефимов, Н.Ю. Малинина, В. Михайлов. Педагогический круг. Методические рекомендации для педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций по организации совместной деятельности взрослого и ребенка в группе интегрированного образования / Л.А. Зигле, Н.М. Ефимов, Н.Ю. Малинина, В. Михайлов – СПб.: РЕМДОМ, 2011. – 32 с.